Главная » Статьи » Программы курсов и элективов |
Элективный курс «ПОЗНАНИЕ МИРА ПО КАРТАМ» Учитель Кузнецова С.В. ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы 15 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Согласно концепции модернизации российского образования в настоящее время на старшей ступени общего образования осуществляется переход на профильное обучение. Одной из задач профилирования является индивидуализация процесса школьного образования, предоставление каждому школьнику возможности выбрать путь обучения и профессионального самоопределения. Введение профильного обучения предполагает дополнительные требования к выпускникам основной школы. Они должны принять решение о том, какой профиль выбрать для продолжения образования. Для того, чтобы помочь им осуществить данный выбор, вводится система предпрофильной подготовки. И чем раньше начинается такая подготовка, тем лучше – больше времени и возможностей у школьников разобраться в необъятном «море» наук и сфер деятельности человека, понять, что же им больше нравится, что по душе. Главную роль в предпрофильной подготовке учащихся выполняют курсы по выбору. Особенностью программ предпрофильных курсов по географии является то, что их содержание ориентировано не только на расширение знаний учащихся по предмету, но и на организацию занятий, способствующих выбору школьниками профиля обучения. Программы построены на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы; в них раскрываются новые аспекты уже имеющихся у учащихся знаний. Программы предусматривают знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, решение которых требует синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных сферах. Это создает условия для формирования интереса к географии и положительной мотивации, необходимой для обучения в профильных географических классах.
За основу данного курса взята программа Н.В. Болотниковой «Познание мира по картам (в рамках профильного обучения)» («География. 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград. Издательство «Учитель». 2007). Содержание данного элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, т.к. методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д. Данный курс позволяет восполнить проблемы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендовано для изучения учащимся разных профилей. Я полностью разделяю мнение уважаемой Н.В. Болотниковой о значимости данного курса. Изучение географии невозможно без умения работать с картами. Карта – один из основных источников географических знаний. К сожалению, в современной программе очень мало времени отводится обучению школьников методам и приемам работы с различными картами. А сейчас, когда количество учебных часов по географии сокращено до минимума (в 7 классе – 1 час в неделю), тем более. Поэтому я считаю, что необходимо начать предпрофильную подготовку учащихся по географии в 7 классе именно с этого курса «Познание мира по картам». Научить учащихся работать с различными картами, показать разнообразие карт и их значение для человека и его деятельности. В курсе географии материков и океанов у школьников начинают формироваться навыки работы с разными картами, которые затем развиваются в последующих курсах географии. Программу Болотниковой я немного изменила. И вот почему. В учебно-тематическом плане Болотниковой Н.В. очень много времени уделяется изучению топографической карты и приемам работы с ней (6 часов). Но в курсе географии учащиеся в основном работают с географическими картами, а с топографической картой только бегло знакомятся. Поэтому я считаю, что основное время и внимание надо уделить изучению тем: «Свойства географической карты»; «Географическая карта как источник знаний» и «Приемы самостоятельной работы с картой». Это позволит ребятам лучше понять и усвоить материал и уверенно выполнять практические работы по картам, предусмотренные школьной программой. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (географической и топографической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности.
ЦЕЛЬ КУРСА: способствовать воспитанию географической культуры личности на основе знаний и умений работать с географической картой; овладение учащимися практическими навыками работы с топографической и географической картами; познакомить с наукой картографией и показать, что карта является одними из основных источников географических знаний.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15 часов.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2444 | |
Всего комментариев: 0 | |