Главная » Статьи » Программы курсов и элективов

Программа курса "Прикладная экономика"

Программа курса «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»

Учитель Кузнецова С.В.

ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы

 

" Экономические знания - это не

роскошь,зто необходимость".

 

 

Обычно, чтобы показать очевидность той или иной истины, принято говорить: " Это известно каждому школькину". К сожалению, то, о чем идет речь в курсе "Прикладная экономика", практически было неизвестно всем нам, жившим еще не так давно в стране "плановой экономики». Пришло другое время. Мы постигали азы рыночной экономики, как правило,не из учебников, а из самой жизни. Курс "Прикладная экономика"
откроет для школьников новый мир и даст много полезных для взрослой жизни советов. Учащиеся узнают все то,что поможет им ориентироваться в сложном мире свободного предпринимательства. Курс содержит азбучные истины рыночной экономики, которые пригодятся им в жизни

Что такое экономика? Мы ежедневно сталкиваемся с ней, не подоз-ревая об этом. Мы идем в магазин и узнаем об изменении цен на продукты. Мы платим эа квартиру, свет, тепло. А если у нас кооператив или предприятие, мы платим налоги. Мы слышим и говорим об инфляции, о существующей или надвигающейся безработице. Есть ли связь между всеми этими понятиями и можно ли увязать все это в единое целое?

Экономика как наука обвединяет все эти и другие не менее важные понятия, указывая место каждого, показывая роль и значение их, взаимосвянь между ними.

Следовательно, экономика - важная и очень нужная наука. Экономика связана с человеком, обществом людей, их интересами, влияет на экономическое положение как отдельного человека, так и общества в целом.

Экономика - наука, чутко реагирующая на социально-политические аспекты деятельности общества и отдельного человека. Экономика - наука, имеющая дело с человеком, оказывающая влияние на него и на его деятельность.

Экономика имеет свои определяющие, основные законы и свое место в системе различных наук. Знание этих законов, умение правильно пользоваться ими позволяют обществу эффективно работать, а отдельному человеку интересно и комфортно жить.

Экономика представляет собой эахватывающую часть этого вутешествия, и изучение экономики позволит более активно участвовать в той части пути, которая еще предстоит. Экономика имеет дело с тем, как отдельные лица, домашние хозяйства, фирмы, отрасли промышленности, правительства могут использовать данные им способности и материальные ресурсы, чтобы более полно удовлет-ворять собственные потребности. Более глубокое понимание экономики позволит школьникам понять и оценить экономину России, СШA и других стран, и более успешно участвовать в реальном функционировании самой экономики. Учащиеся станут служащими какой-либо экономической организации или предпринимателями. Каждый из них - покупатель и каждый – гражданин ,избирающий тех, кто вырабатывает экономическую политику нашего государства. В процессе обучения учащиеся откроют для себя,что существует далеко не единственный способ организации экономической деятельности, и что успешная модель многих развитых стран мира, основанная на частных рынках, не единственно возможная.

Для ребят очень важно будет узнать, как работать наиболее эффективно в рамках нашей экономической системы, а также рассмотреть альтернативные системы. Ведь гибкость явилась одной из причин процветания экономики развитых стран мира.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представления не только о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, но и об обществе в целом, мотивациях его членов. Овладение основами экономических знаний даст ученику возмож-ность понять:

- какую роль в рыночной экономике играют те, кто потребляет, и те, кто производит; и те, кто нанимает работников, и те, кто нанимаются для работы;

- кто и как принимает решения о том, что должно быть произведено,
как это должно быть произведено и кто будет использовать произведенное;

-  место государства в экономике, причины его участия в эконо-мической жизни и пределы эффективности этого участия;

- механизмы экономической жизни, рыночное равновесие и полную занятость ресурсов, зависимость между потреблением и доходами, дохедами и производством, значения сбережений и инвестиций, налоговой системы;

-  причины возникновения и виды безработицы, её связи с инфляцией, с проблемами экономического роста;

- сущность и механизм функционирования денежной системы,
роль банков, финансовых рынков;

- движущие силы и закономерности экономического роста, изменемия главных факторов производства, повышения произ-водительности, связи между потреблением и инвестициями;

-  основные проблемы мировой экономики, международной торгов ли и системы платежей, сравнительного анализа экономических систем;

- механик. деятельности отдельных рынков, функционирующих на них индивидуумов, фирм, торговых и финансовых посредников, значение суверенитета потребителей и производителей и последст-вий каждого из них, процесса распределения доходов.

Программа «Прикладной Экономики»  представляет собой план, включающий в себя несколько частей; или компонентов, призванных познакомить учащихся с национальной экономической системой и начать изучение экономики. Прикладная Экономика опирается на целый ряд компонентов для лучшего выполнения своей задачи. Такими компонентами являются: учебник, задачник, деловая игра "школьная компания" и экономические игры.
   Учебник. Учебник содержит основополагающую информацию, которая потребуется для активного участия в программе «Прикладная Экономика». В ней содержится множество иллюстраций в форме таблиц, графиков,  карикатур и фотографий, которые были тщательно отобраны, чтобы сделать книгу интересной и доступной для понимания.

Задачник. Задачник является своего рода помощником в изучении
и понимании материала, содержащегося в учебнике. В задачник включено много экономических ситуаций и задач, требующих решения, дополнительного материала и тестов, проверяющих, как учащиеся усвоили материал каждого раздела.

«Школьная компания». Организация и проведение «школьной компании» (или экономической игры) позволит учащимся принять участие в создании и управлении компанией, которая будет производить и продавать свою собственную продукцию. Занимаясь этим, школьники должны будут принимать решения, вести бухгалтерские отчеты, заниматься маркетингом и другими делами, которые всегда сопровож-дают успешно функционирующее предприятие.

Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ). Компьютерная игра предложит учащимся решить проблему управления вашей собственной компанией в обстановке конкуренции, которая  является стимулом для всего экономического мира. С помощью компьютера учащиеся собственноручно примут участие в стратегическом экономическом планировании. В этом смысле курс приобщит ребят к компьютеру, как одному из инструментов для понимания экономических и управленческих теорий.

Генератор тестов. Компьютерный генератор тестов содержит ряд вопросов по каждому разделу и помогает ребятам самим увидеть свои ошибки и проверить знания.

Деловые игры. деловые игры помогают учащимся на практике лучше понять материал того или иного раздела.

«Junior Achievement» (корпорация «Достижение Молодых») является бесприбыльной организацией, в рамках которой функционирует более 100 000 деловых фирм, объединений и частных лиц. Она была образована в 1919 г. Горацием А.Мозесом президентом Страсморской бумажной компании. Содержит несколько отделений. Каждое отделение управляется профессиональным штатом сотрудников и добровольным советом директоров.

Одним из отделений является «Прикладная экономика» (Applied Economics). Это школьный курс, знакомящий с экономикой щкольников старших классов. Эта, не имеющая аналогов, программа была создана для того, чтобы помочь школьникам понять экономическую теорию свободного рынка и дать некоторые практические навыки управлении предприятием в системе частного предпринимательства.

Успех программы в США способствовал ее распространению в 23 странах, где ее изучают как школьники старших классов, тек и студенты университетов. Программа доказала, что она может с успехом использоваться как в странах, где преимущества рыночной экономики только-только признаны, так и там, где мотивации и механизм, позволяющие рынку успешно работать, давно существуют.

 

Цели и задачи настоящего курса:

  • усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном

 

хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и де-нежном обороте, о внешнеэкономических связях;

  •     развитие экономического мышления учащихся, формирование у них представлений о производственных отношениях и зкономических связях;
  •     формирование умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и обьяснить современные экономические явления;
  •     выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
  •    изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

 

 

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Раздел I. Что такое экономика.

Тема 1. Введение.

Цели и задачи курса "Прикладная Экономика». Что изучает экономика. Зачем нужно знать основы экономики каждому человеку.

Учащиеся должны знать: определение понятия экономика.

Тема 2. Что такое экономика?

 Ограниченность; экономика - наука об ограниченности и выборе; ситуация выбоpa и цена замены; кривая производственных возможностей; лимит ресурсов; зачем изучать экономику; что делают экономисты; микро- и макро-экономика; основные экономические проблемы; типы экономических систем; традиционная, централизованная, рыночная, смешанная экономика; история экономических школ: Аристотель, меркантелизм, физиократы и классики.

Учащиеся должны знать: почему любое общество ограничено в своих возможностях? Почему экономику назвают наукой об ограниченных возможностях? Что такое выбор и цена выбора? Почему каждый должен разбираться в основах экономики? Что такое факторы произ-водства?

Учащиеся должны уметь: пользоваться таблицами, строить график кривой производственных возможностей.

Деловая игра: «Альтернативная стоимость».

 

РАЗДЕЛ II.  Разнообразие экономических систем.

Тема 3. Централизованная экономическая система России.

К.Маркс - пророк социализма и капитализма;.социализм, советская экономика; коммунизм в действии; Венгрия - коммунизм с чертами рыночной системы; Швеция - демократический социализм в условиях капитализма; проблемы развивающихся стран; экономический  рост как выход для большинства развивающихся стран (PC}; ТНК и PC; экономическое развитие PC и что за ним кроется; почему нам следует позаботиться о PC.

 

Учащиеся должны знать: чем капитализм отличается от социализма? Как развиваются социализм и коммунизм? Как размещаются ресурсы в СНГ, Венгрии и Швеции? Какие особые проблемы стоят перед РС? Как РС пытаются решить свои проб-лемы?

Деловая игра: «Экономический советник при дворе королевства Глипп.

 

Тема 4. Рыночная экономическая система.

Основы свободного предпринимательства, роль прибыли и других экономических стимулов; свободное предпринимательство; роль правительства в рыночной экономике; циклические потоки в экономике; ВНП – циркулящионный поток доходов: цели рыночной экономической системы.

Учащиеся должны знать: как рыночная экономическая система отвечает на вопросы Что, Как, Кто? Почему частная собственность, система ценообразования и конкуренция называется «столпами свободного предпринимательства»? Как прибыль, экономический эгоизм и другие мотивы действуют на развитие экономики. Какова роль правительства в рыночной экономической системе? Как через обмен денег на това-ры и услуги осуществляется "кругооборот" между домашними хозяйствами, фирмами и правительством?

Учащиеся должны уметь: вычислять среднее арифметическое число.

 

 

Раздел III. Основы экономики.

Тема 5. Спрос, предложение и рыночные цены.

 

     Цены в рыночной экономике; спрос; эластичность спроса; коэффициент эластичности; предложение; равновесие; влияние спроса и предложения на рыночные цены; как рыночная экономика отвечает на вопросы Что, Как и Кто?

Учащиеся должны знать: какую роль играют цены в рыночной экономике? Что влияет на спрос на товары и услуги в рыночной экономике? Что влияет на предложение конкретного товара или услуги? Как взаимодействие спроса и предложения определяет цены? Как изменения спроса и предложения влияют на изменение цен?

Учащиеся должны уметь: строить графики спроса и предложения, определять по ним равновесную рыночную цену; определять эластичность спроса.

Деловые игры. «Взаимодействие спроса и предложения», «Рынок».

Компьютерная игра МЭМ (начало): игра на 1-ом уровне.

 

Тема 6. Потребитель в экономике.

Источники доходов потребителей, ваша роль как потребителей, законы Энгеля, источники доходов, как получить максимум за свои деньги, правительство и потребитель, значение сбережений, сбережения на случай непредвиденных расходов, виды страховки, потребительский кредит, получение и использование кредита, кто может взять кредит, реклама, рекламная стратегия, антиреклама.

Учащиеся должны знать: каковы могут быть источники личного богатства? Каким образом личный бюджет, услуги банков, страховых компаний и  других сберегательных учреждений и использование кредита на приобретение товаров личного потребления помогают людям получить больше товаров и услуг за их деньги? Какие методы используются в рекламе для того, чтобы продать больше товаров? Как лучше всего сделать разумный выбор товара? Как государство и общественные организации защищают права потребителей?

Учащиеся должны уметь: планировать личный и семейный бюджет, определять сбалансирован ли бюджет; вести чековые счета; опреде-лять эффективность рекламы; подсчитывать стоимость кредита; оформлять рекламацию.

Деловая игра «Реклама»

 

Тема 7. Начало бизнеса.

Как стать предпринимателем, как начать малый бизнес; риск и преимущества организации нового дела; формы организации бизнеса; специальные виды организации бизнеса; как организованы большие корпорации, ответственность предпринимателя перед покупателем.

 

Учащиеся должны знать: каковы проблемы и награды предпринимательства? Какова роль малого бизнеса в рыночной экономике? Каковы преимущества и недостатки частного предприятия, товарищества и корпорации? Как организованы большие корпорации? Какую ответственность накладывает владение и управление собственным делом?

Учащиеся должны уметь: оценивать черты характера, важные для предпринимателя.

Деловая игра «Добрый и злой начальник».

 

Тема 8. Финансирование предпринимательства.

 Источники средств для финансирования бизнеса; кассовый отчет; закон рынков Сея, когда предприниматель использует заемные средства; стоимость кредита; продажа и покупка акций и облигаций; фондовая биржа; инвестиции и спекуляции; учёт
коммерческих операций; балансовый отчет и счет прибылей и убытков.

Учащиеся должны знать: как предприниматель получает необходимые ему средства? Как подсчитывает «стоимость» займа? Как и почему люди продают и покупают акции и облигации? Как правительство регулирует продажу ценных бумаг? Как прочесть балансовый отчет и отчет о прибыли и убытках?

Учащиеся должны уметь: читать балансовый отчет.

 

Тема 9. Деньги и финансовые институты.

Деньги, их функции, виды; эластичная валюта, стоимость денег может меняться; в чем причины инфляции; кто страдает и выигрывает от инфляции; дефляция; финансовые институты; банковские услуги, как банковская система «создает» деньги; займы увеличивают денежное предложение: Ирвинг Фишер – родоначальник теории монетаризма.

Учащиеся должны знать: что такое деньги? Какие виды денег существуют? Почему изменяется стоимость денег? Почему инфляция касается всех нас?  Какие услуги оказываются банками и другими финансовыми институтами? Каким образом банки «делают» деньги?

Учащиеся должны уметь: подсчитывать индекс потребительских цен; рассчитывать депозитный мультипликатор.

 

Тема 10. Экономическая стабильность.

Циклы деловой активности, причины экономических циклов, экономические индикаторы; ВНП, уровень безработицы, типы безработицы; стабилизация экономики; фискальная и монетарная политика.

Учащиеся должны знать: что происходит во время каждой фазы цикла деловой активности? Как измеряются циклы деловой активности? Что делает правительство для смягчения спадов и подъемов в экономике?

 

Тема 11. Производство и маркетинг: Как делать дела.

Что такое производительность; от чего зависит производительность;
экономия на масштабах производства; почему изменяются издержки производства при изменении объема производства, закон убывающей доходности, причины снижения и роста производительности, значение капиталовложений; что такое маркетинг; главные функции маркетинга; четыре П марке-тинга.

Учащиеся должны знать: Как изменения в производстве влияют на уровень жизни? Как соотносятся производство и жизненный уровень? Как можно увеличивать производительность и улучшить качество? Почему изменяются издержки производства, если изменяется объем производства? Что такое маркетинг и какова его роль в предприни-мательстве?

Учащиеся должны уметь: оценить упаковку продукта.

Деловые игры: «Создание телевизионной рекламы», «Принятие деловых решений", "Выбор профессии".

 

 

Тема I2. Что такое конкуренция?

Структура рынка: сколько на нем покупателей и продавцов; совершенная конкуренция: много покупателей и продавцов; монополистическая конкуренция: много уникальных товаров; олигополия: несколько продавцов; монополия: один продавец; Джоан Робинсон - создательница теории несовершенной конкуренции; легальные монополии; стимулы к слиянию компаний; 2 пути к слиянию бизнеса: внутренний и внешний.
Учащиеся долины знать: чем отличаются друг от друга совершенная форма конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Почему некоторые виды монополии разрешены? Что выигрывает от конкуренции потребитель? Как правительство может ограничить монополию и поощрять конкуренцию?

Учащиеся должны уметь: анализировать уровень конкуренции в отраслях промышленности; написать письмо своему конгрессмену.

 

Тема 13. Роль труда

Трудовые ресурсы; заработная плата; взаимоотношения между
профсоюзами и администрацией; последние достижения в сфере
трудовых отношений; определение заработной платы и фундаментальные экономические законы.

Учащиеся должны знать: как изменились трудовые ресурсы? Как рыночные и нерыночные силы определяют заработную плату? Как возникли профсоюзы? Как изменялись в течение времени отношения между трудом и управлением?

Учащиеся долины уметь: работать с круговыми и стол-бчатыми диаграммами; обрабатывать данные таблиц и строить на их основе графики.

Деловые игры: «Экономические кружки качества».

 

Тема 14. Роль правительства.

 

Расходы и доходы правительства; как федеральное правительство
тратит свои деньги, каковы источники правовых доходов, государственный долг, финансы штатов и местных органов; налоги, кто должен платить налоги, типы налогов, кто в действительности платит налоги, теневая экономика.

Учащиеся должны знать: почему государственное вмешательство в
экономику в течение последних лет так быстро росло? Каковы основные элементы государственного бюджета? Как мы можем оценить справедливость разных видов налогов? Почему дефицит федерального бюджета и национальный долг являются предметом полемики?

Учащиеся долины уметь: подсчитать ставку налога.

Деловая игра "Принятие экономически обоснованных решений".

 

Тема 15. Мировая экономика.

 

Преимущества международной торговли; Давид Риккардо - поборник свободной торговли; ограничения международной торговли; причины ограничения международной торговли; стоимость чистого экспорта; экономическое сотрудничество; финансирование международной торговли, почему изменяются валютные курсы; платежный баланс государств; план ЕЭС о создании единого рынка.

Учащиеся долины знать: почему страны торгуют друг с другом. Почему иногда страны устанавливают барьеры в торговле? Как осуществляются расчеты в международной торговле? Как современные тенденции развития платежного баланса влияют на нашу судьбу?

Учащиеся долины уметь: использовать валютные курсы.

 

 

Раздел IV. Глобальные проблемы.

Тема I6. Некоторые глобальные проблемы экономики.

 

Проблемы городов: блеск предместий и нищета городов;
проблемы городских финансов, проблемы жилищного строительства в городах. Проблемы бедности: программы, направленные на снижение уровня бедности, по устранению причин бедности, снижения уровня бедности посредством перераспределения доходов. Фермеры и их проблемы: экономические источники проблем фермеров, глобальные связи, Федеральная помощь фермерам. Экономический рост и окружающая среда: что такое "экономический рост"; факторы экономического роста, преимущества экономического роста, защита окружающей среды, правительственные меры по контролю за загрязнением окружающей среды, загрязнение воздуха, воды, почвы. Дефициты-двойняшки.

Учащиеся должны знать: какие экономические проблемы характерны для американских городов? Для городов нашей страны? Какие группы мер использовались для решения городских проблем? Какие шаги предпринимались в целях снижения остроты бедности? Что имеется в виду под проблемой фермеров? В чем преимущества и недостатки экономического роста? Какой политики следует придерживаться по отношению к торговому и бюджетному дефицитам?

Учащиеся долины уметь: работать с таблицами, графиками, диаграммами, иллюстрациями.
 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

I. Учебник «Прикладная экономика"

2. Сборник заданий "Прикладная экономика"

3.Компьютерная игра "Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ - может использоваться постоянно после изучения 4-ой темы, игра проводится на разных уровнях сложности; можно устанавливать разные экономические условия).

4. Генератор тестов — программа для компьютера с вопросами по каждой главе, проверяющая уровень усвоения материала учащимися.

5. Адаптированная для России версия учебника «Прикладная экономика»

6. Адаптированная для России версия задачника «Прикладная экономика»

7. Учебно-методическое пособие по МЭМ.

8.Раздаточный материал к деловой игре "Рынок".
9. Дополнительно можно использовать компьютерные игры "Наша река"
(организация малого предприятия); "Азовское море" (экологический
прогноз).

10. Дистанционный курс по прикладной экономике, разработанный и созданный учителем.

 

 

Категория: Программы курсов и элективов | Добавил: Lana2 (26.01.2015)
Просмотров: 1585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar