Главная » Статьи » Программы курсов и элективов |
Программа курса «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА» Учитель Кузнецова С.В. ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы
" Экономические знания - это не роскошь,зто необходимость".
Обычно, чтобы показать очевидность той или иной истины, принято говорить: " Это известно каждому школькину". К сожалению, то, о чем идет речь в курсе "Прикладная экономика", практически было неизвестно всем нам, жившим еще не так давно в стране "плановой экономики». Пришло другое время. Мы постигали азы рыночной экономики, как правило,не из учебников, а из самой жизни. Курс "Прикладная экономика" Что такое экономика? Мы ежедневно сталкиваемся с ней, не подоз-ревая об этом. Мы идем в магазин и узнаем об изменении цен на продукты. Мы платим эа квартиру, свет, тепло. А если у нас кооператив или предприятие, мы платим налоги. Мы слышим и говорим об инфляции, о существующей или надвигающейся безработице. Есть ли связь между всеми этими понятиями и можно ли увязать все это в единое целое? Экономика как наука обвединяет все эти и другие не менее важные понятия, указывая место каждого, показывая роль и значение их, взаимосвянь между ними. Следовательно, экономика - важная и очень нужная наука. Экономика связана с человеком, обществом людей, их интересами, влияет на экономическое положение как отдельного человека, так и общества в целом. Экономика - наука, чутко реагирующая на социально-политические аспекты деятельности общества и отдельного человека. Экономика - наука, имеющая дело с человеком, оказывающая влияние на него и на его деятельность. Экономика имеет свои определяющие, основные законы и свое место в системе различных наук. Знание этих законов, умение правильно пользоваться ими позволяют обществу эффективно работать, а отдельному человеку интересно и комфортно жить. Экономика представляет собой эахватывающую часть этого вутешествия, и изучение экономики позволит более активно участвовать в той части пути, которая еще предстоит. Экономика имеет дело с тем, как отдельные лица, домашние хозяйства, фирмы, отрасли промышленности, правительства могут использовать данные им способности и материальные ресурсы, чтобы более полно удовлет-ворять собственные потребности. Более глубокое понимание экономики позволит школьникам понять и оценить экономину России, СШA и других стран, и более успешно участвовать в реальном функционировании самой экономики. Учащиеся станут служащими какой-либо экономической организации или предпринимателями. Каждый из них - покупатель и каждый – гражданин ,избирающий тех, кто вырабатывает экономическую политику нашего государства. В процессе обучения учащиеся откроют для себя,что существует далеко не единственный способ организации экономической деятельности, и что успешная модель многих развитых стран мира, основанная на частных рынках, не единственно возможная. Для ребят очень важно будет узнать, как работать наиболее эффективно в рамках нашей экономической системы, а также рассмотреть альтернативные системы. Ведь гибкость явилась одной из причин процветания экономики развитых стран мира. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представления не только о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, но и об обществе в целом, мотивациях его членов. Овладение основами экономических знаний даст ученику возмож-ность понять: - какую роль в рыночной экономике играют те, кто потребляет, и те, кто производит; и те, кто нанимает работников, и те, кто нанимаются для работы; - кто и как принимает решения о том, что должно быть произведено, - место государства в экономике, причины его участия в эконо-мической жизни и пределы эффективности этого участия; - механизмы экономической жизни, рыночное равновесие и полную занятость ресурсов, зависимость между потреблением и доходами, дохедами и производством, значения сбережений и инвестиций, налоговой системы; - причины возникновения и виды безработицы, её связи с инфляцией, с проблемами экономического роста; - сущность и механизм функционирования денежной системы, - движущие силы и закономерности экономического роста, изменемия главных факторов производства, повышения произ-водительности, связи между потреблением и инвестициями; - основные проблемы мировой экономики, международной торгов ли и системы платежей, сравнительного анализа экономических систем; - механик. деятельности отдельных рынков, функционирующих на них индивидуумов, фирм, торговых и финансовых посредников, значение суверенитета потребителей и производителей и последст-вий каждого из них, процесса распределения доходов. Программа «Прикладной Экономики» представляет собой план, включающий в себя несколько частей; или компонентов, призванных познакомить учащихся с национальной экономической системой и начать изучение экономики. Прикладная Экономика опирается на целый ряд компонентов для лучшего выполнения своей задачи. Такими компонентами являются: учебник, задачник, деловая игра "школьная компания" и экономические игры. Задачник. Задачник является своего рода помощником в изучении «Школьная компания». Организация и проведение «школьной компании» (или экономической игры) позволит учащимся принять участие в создании и управлении компанией, которая будет производить и продавать свою собственную продукцию. Занимаясь этим, школьники должны будут принимать решения, вести бухгалтерские отчеты, заниматься маркетингом и другими делами, которые всегда сопровож-дают успешно функционирующее предприятие. Моделирование экономики и менеджмента (МЭМ). Компьютерная игра предложит учащимся решить проблему управления вашей собственной компанией в обстановке конкуренции, которая является стимулом для всего экономического мира. С помощью компьютера учащиеся собственноручно примут участие в стратегическом экономическом планировании. В этом смысле курс приобщит ребят к компьютеру, как одному из инструментов для понимания экономических и управленческих теорий. Генератор тестов. Компьютерный генератор тестов содержит ряд вопросов по каждому разделу и помогает ребятам самим увидеть свои ошибки и проверить знания. Деловые игры. деловые игры помогают учащимся на практике лучше понять материал того или иного раздела. «Junior Achievement» (корпорация «Достижение Молодых») является бесприбыльной организацией, в рамках которой функционирует более 100 000 деловых фирм, объединений и частных лиц. Она была образована в 1919 г. Горацием А.Мозесом президентом Страсморской бумажной компании. Содержит несколько отделений. Каждое отделение управляется профессиональным штатом сотрудников и добровольным советом директоров. Одним из отделений является «Прикладная экономика» (Applied Economics). Это школьный курс, знакомящий с экономикой щкольников старших классов. Эта, не имеющая аналогов, программа была создана для того, чтобы помочь школьникам понять экономическую теорию свободного рынка и дать некоторые практические навыки управлении предприятием в системе частного предпринимательства. Успех программы в США способствовал ее распространению в 23 странах, где ее изучают как школьники старших классов, тек и студенты университетов. Программа доказала, что она может с успехом использоваться как в странах, где преимущества рыночной экономики только-только признаны, так и там, где мотивации и механизм, позволяющие рынку успешно работать, давно существуют.
Цели и задачи настоящего курса:
хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и де-нежном обороте, о внешнеэкономических связях;
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
Раздел I. Что такое экономика. Тема 1. Введение. Цели и задачи курса "Прикладная Экономика». Что изучает экономика. Зачем нужно знать основы экономики каждому человеку. Учащиеся должны знать: определение понятия экономика. Тема 2. Что такое экономика? Ограниченность; экономика - наука об ограниченности и выборе; ситуация выбоpa и цена замены; кривая производственных возможностей; лимит ресурсов; зачем изучать экономику; что делают экономисты; микро- и макро-экономика; основные экономические проблемы; типы экономических систем; традиционная, централизованная, рыночная, смешанная экономика; история экономических школ: Аристотель, меркантелизм, физиократы и классики. Учащиеся должны знать: почему любое общество ограничено в своих возможностях? Почему экономику назвают наукой об ограниченных возможностях? Что такое выбор и цена выбора? Почему каждый должен разбираться в основах экономики? Что такое факторы произ-водства? Учащиеся должны уметь: пользоваться таблицами, строить график кривой производственных возможностей. Деловая игра: «Альтернативная стоимость».
РАЗДЕЛ II. Разнообразие экономических систем. Тема 3. Централизованная экономическая система России. К.Маркс - пророк социализма и капитализма;.социализм, советская экономика; коммунизм в действии; Венгрия - коммунизм с чертами рыночной системы; Швеция - демократический социализм в условиях капитализма; проблемы развивающихся стран; экономический рост как выход для большинства развивающихся стран (PC}; ТНК и PC; экономическое развитие PC и что за ним кроется; почему нам следует позаботиться о PC.
Учащиеся должны знать: чем капитализм отличается от социализма? Как развиваются социализм и коммунизм? Как размещаются ресурсы в СНГ, Венгрии и Швеции? Какие особые проблемы стоят перед РС? Как РС пытаются решить свои проб-лемы? Деловая игра: «Экономический советник при дворе королевства Глипп.
Тема 4. Рыночная экономическая система. Основы свободного предпринимательства, роль прибыли и других экономических стимулов; свободное предпринимательство; роль правительства в рыночной экономике; циклические потоки в экономике; ВНП – циркулящионный поток доходов: цели рыночной экономической системы. Учащиеся должны знать: как рыночная экономическая система отвечает на вопросы Что, Как, Кто? Почему частная собственность, система ценообразования и конкуренция называется «столпами свободного предпринимательства»? Как прибыль, экономический эгоизм и другие мотивы действуют на развитие экономики. Какова роль правительства в рыночной экономической системе? Как через обмен денег на това-ры и услуги осуществляется "кругооборот" между домашними хозяйствами, фирмами и правительством? Учащиеся должны уметь: вычислять среднее арифметическое число.
Раздел III. Основы экономики. Тема 5. Спрос, предложение и рыночные цены.
Цены в рыночной экономике; спрос; эластичность спроса; коэффициент эластичности; предложение; равновесие; влияние спроса и предложения на рыночные цены; как рыночная экономика отвечает на вопросы Что, Как и Кто? Учащиеся должны знать: какую роль играют цены в рыночной экономике? Что влияет на спрос на товары и услуги в рыночной экономике? Что влияет на предложение конкретного товара или услуги? Как взаимодействие спроса и предложения определяет цены? Как изменения спроса и предложения влияют на изменение цен? Учащиеся должны уметь: строить графики спроса и предложения, определять по ним равновесную рыночную цену; определять эластичность спроса. Деловые игры. «Взаимодействие спроса и предложения», «Рынок». Компьютерная игра МЭМ (начало): игра на 1-ом уровне.
Тема 6. Потребитель в экономике. Источники доходов потребителей, ваша роль как потребителей, законы Энгеля, источники доходов, как получить максимум за свои деньги, правительство и потребитель, значение сбережений, сбережения на случай непредвиденных расходов, виды страховки, потребительский кредит, получение и использование кредита, кто может взять кредит, реклама, рекламная стратегия, антиреклама. Учащиеся должны знать: каковы могут быть источники личного богатства? Каким образом личный бюджет, услуги банков, страховых компаний и других сберегательных учреждений и использование кредита на приобретение товаров личного потребления помогают людям получить больше товаров и услуг за их деньги? Какие методы используются в рекламе для того, чтобы продать больше товаров? Как лучше всего сделать разумный выбор товара? Как государство и общественные организации защищают права потребителей? Учащиеся должны уметь: планировать личный и семейный бюджет, определять сбалансирован ли бюджет; вести чековые счета; опреде-лять эффективность рекламы; подсчитывать стоимость кредита; оформлять рекламацию. Деловая игра «Реклама»
Тема 7. Начало бизнеса. Как стать предпринимателем, как начать малый бизнес; риск и преимущества организации нового дела; формы организации бизнеса; специальные виды организации бизнеса; как организованы большие корпорации, ответственность предпринимателя перед покупателем.
Учащиеся должны знать: каковы проблемы и награды предпринимательства? Какова роль малого бизнеса в рыночной экономике? Каковы преимущества и недостатки частного предприятия, товарищества и корпорации? Как организованы большие корпорации? Какую ответственность накладывает владение и управление собственным делом? Учащиеся должны уметь: оценивать черты характера, важные для предпринимателя. Деловая игра «Добрый и злой начальник».
Тема 8. Финансирование предпринимательства. Источники средств для финансирования бизнеса; кассовый отчет; закон рынков Сея, когда предприниматель использует заемные средства; стоимость кредита; продажа и покупка акций и облигаций; фондовая биржа; инвестиции и спекуляции; учёт Учащиеся должны знать: как предприниматель получает необходимые ему средства? Как подсчитывает «стоимость» займа? Как и почему люди продают и покупают акции и облигации? Как правительство регулирует продажу ценных бумаг? Как прочесть балансовый отчет и отчет о прибыли и убытках? Учащиеся должны уметь: читать балансовый отчет.
Тема 9. Деньги и финансовые институты. Деньги, их функции, виды; эластичная валюта, стоимость денег может меняться; в чем причины инфляции; кто страдает и выигрывает от инфляции; дефляция; финансовые институты; банковские услуги, как банковская система «создает» деньги; займы увеличивают денежное предложение: Ирвинг Фишер – родоначальник теории монетаризма. Учащиеся должны знать: что такое деньги? Какие виды денег существуют? Почему изменяется стоимость денег? Почему инфляция касается всех нас? Какие услуги оказываются банками и другими финансовыми институтами? Каким образом банки «делают» деньги? Учащиеся должны уметь: подсчитывать индекс потребительских цен; рассчитывать депозитный мультипликатор.
Тема 10. Экономическая стабильность. Циклы деловой активности, причины экономических циклов, экономические индикаторы; ВНП, уровень безработицы, типы безработицы; стабилизация экономики; фискальная и монетарная политика. Учащиеся должны знать: что происходит во время каждой фазы цикла деловой активности? Как измеряются циклы деловой активности? Что делает правительство для смягчения спадов и подъемов в экономике?
Тема 11. Производство и маркетинг: Как делать дела. Что такое производительность; от чего зависит производительность; Учащиеся должны знать: Как изменения в производстве влияют на уровень жизни? Как соотносятся производство и жизненный уровень? Как можно увеличивать производительность и улучшить качество? Почему изменяются издержки производства, если изменяется объем производства? Что такое маркетинг и какова его роль в предприни-мательстве? Учащиеся должны уметь: оценить упаковку продукта. Деловые игры: «Создание телевизионной рекламы», «Принятие деловых решений", "Выбор профессии".
Тема I2. Что такое конкуренция? Структура рынка: сколько на нем покупателей и продавцов; совершенная конкуренция: много покупателей и продавцов; монополистическая конкуренция: много уникальных товаров; олигополия: несколько продавцов; монополия: один продавец; Джоан Робинсон - создательница теории несовершенной конкуренции; легальные монополии; стимулы к слиянию компаний; 2 пути к слиянию бизнеса: внутренний и внешний. Учащиеся должны уметь: анализировать уровень конкуренции в отраслях промышленности; написать письмо своему конгрессмену.
Тема 13. Роль труда Трудовые ресурсы; заработная плата; взаимоотношения между Учащиеся должны знать: как изменились трудовые ресурсы? Как рыночные и нерыночные силы определяют заработную плату? Как возникли профсоюзы? Как изменялись в течение времени отношения между трудом и управлением? Учащиеся долины уметь: работать с круговыми и стол-бчатыми диаграммами; обрабатывать данные таблиц и строить на их основе графики. Деловые игры: «Экономические кружки качества».
Тема 14. Роль правительства.
Расходы и доходы правительства; как федеральное правительство Учащиеся должны знать: почему государственное вмешательство в Учащиеся долины уметь: подсчитать ставку налога. Деловая игра "Принятие экономически обоснованных решений".
Тема 15. Мировая экономика.
Преимущества международной торговли; Давид Риккардо - поборник свободной торговли; ограничения международной торговли; причины ограничения международной торговли; стоимость чистого экспорта; экономическое сотрудничество; финансирование международной торговли, почему изменяются валютные курсы; платежный баланс государств; план ЕЭС о создании единого рынка. Учащиеся долины знать: почему страны торгуют друг с другом. Почему иногда страны устанавливают барьеры в торговле? Как осуществляются расчеты в международной торговле? Как современные тенденции развития платежного баланса влияют на нашу судьбу? Учащиеся долины уметь: использовать валютные курсы.
Раздел IV. Глобальные проблемы. Тема I6. Некоторые глобальные проблемы экономики.
Проблемы городов: блеск предместий и нищета городов; Учащиеся должны знать: какие экономические проблемы характерны для американских городов? Для городов нашей страны? Какие группы мер использовались для решения городских проблем? Какие шаги предпринимались в целях снижения остроты бедности? Что имеется в виду под проблемой фермеров? В чем преимущества и недостатки экономического роста? Какой политики следует придерживаться по отношению к торговому и бюджетному дефицитам? Учащиеся долины уметь: работать с таблицами, графиками, диаграммами, иллюстрациями.
Учебно-методическое обеспечение. I. Учебник «Прикладная экономика" 2. Сборник заданий "Прикладная экономика" 3.Компьютерная игра "Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ - может использоваться постоянно после изучения 4-ой темы, игра проводится на разных уровнях сложности; можно устанавливать разные экономические условия). 4. Генератор тестов — программа для компьютера с вопросами по каждой главе, проверяющая уровень усвоения материала учащимися. 5. Адаптированная для России версия учебника «Прикладная экономика» 6. Адаптированная для России версия задачника «Прикладная экономика» 7. Учебно-методическое пособие по МЭМ. 8.Раздаточный материал к деловой игре "Рынок". 10. Дистанционный курс по прикладной экономике, разработанный и созданный учителем.
| |
Просмотров: 1585 | |
Всего комментариев: 0 | |