КРУЖОК «РУКОДЕЛОЧКИ»
Программа.
Учитель Кузнецова С.В.
ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы.
Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны в этом мире. Золото и серебро – лишь опасность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесло».
На занятиях данного кружка учащиеся познакомятся с декоративно-прикладным искусством, делающим жизнь комфортнее, уютнее и наряднее. Кружок знакомит с домашним творчеством и ремеслом. Посещая занятия, ребята сумеют устроить настоящий праздник в своем доме. Праздник, который войдет в повседневную жизнь, осветит её поэтическим смыслом, подарит радость творчества. Увлекательная работа найдется для каждого члена кружка.
Учащиеся узнают, как много красивого можно сделать своими руками из простых доступных материалов. Научатся фантазировать и свои художественные фантазии воплощать в реальность.
Ребята узнают о разнообразии художественных техник, истории их появления, традициях и особенностях.
Центральное место в программе кружка занимает вязание. Это связано с тем, что научиться вязать довольно сложно, это занятие требует много времени и усидчивости.
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком и на спицах актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами.
Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии, для творчества.
В кружке ребята знакомятся с разными техниками рукоделия: декупаж, роспись по стеклу и дереву, шитье сувениров и кукол, вышивка, бисероплетение и многими другими. Это расширяет кругозор ребят, учит образному мышлению и творчеству.
Занимаясь в кружке, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.
В кружке воспитанники начинают изготавливать поделки для себя, для своих младших сестренок и братишек, для родственников и друзей. Вяжут и шьют игрушки, салфетки, одежду для себя и кукол, сувениры и подарки своим друзьям и родственникам. Учитывается индивидуальный запрос, желание ребенка, которое возникает здесь и сейчас. Занимаясь вязанием, ребенок имеет возможность применять знания, полученные в школе, а также приобретает навыки: развивает образное и пространственное мышление, моторику пальцев рук, творческую фантазию, т.е. ребенок имеет возможность проявлять себя.
Выставки детских работ демонстрируют достигнутые успехи, являются стимулом к дальнейшей работе, а также отчетом перед родителями занимающихся. Демонстрируются все изготовленные работы.
Задачами кружка являются: развитие эстетического вкуса и творческих способностей, воспитание детей в культурно-духовных традициях русского народа; обучение основам декоративного творчества, вязания крючком и спицами и другим видам различных техник; ознакомление с народными промыслами, традициями женского рукоделия, развитие навыков прикладного искусства; организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.
Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полученные
Задачи кружка:
1. Образовательные:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания, с народными промыслами, традициями женского рукоделия;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить чётко выполнять основные приёмы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по рукоделию и составлению их самостоятельно;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- обучение основам декоративного творчества;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить навыки прикладного творчества;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус;
- организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.
Программа кружка «Рукоделочки» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой изготовления различных поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данных видов декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данным видам творчества.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения», учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики. При росписи тарелок и бутылок применяют знания и умения, полученные на уроках рисования.
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся.
В рамках отведённых часов занятий по основным темам предполагается 2 уровня сложности.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 часов занятий. Программа разработана для учащихся 9-14 лет. Режим работы кружка – 1 раз в неделю по 2 часа.
В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: I уровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.
В конце обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ
|
УМЕТЬ
|
Правила поведения, ТБ.
Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.
Инструменты и материалы.
Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.
Основные способы вывязывания петель.
Условные обозначения, понятие «раппорт».
Основы цветоведения.
Способы вязания по кругу.
Основные мерки, правила измерения.
Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.
Виды ручных трикотажных швов, их применение.
Последовательность изготовления изделий.
Заключительную отделку готовых изделий.
Правила ухода за трикотажными изделиями.
|
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками и спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.
Правильно пользоваться вязальными крючками и спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.
Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.
Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.
Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.
Снимать и записывать мерки.
Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».
Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента. Расписывать тарелки, украшать посуду и различные предметы в технике декупаж. Шить игрушки, сувениры, различные аксессуары. Вышивать крестиком, изготавливать сувениры в различных техниках.
Выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
кружка «РУКОДЕЛОЧКИ»
2 часа в неделю
№
|
ТЕМА
|
№ занятия
|
Содержание занятий
|
I
|
Вводное занятие
|
-
|
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и материалами для рукоделия. Правила техники безопасности.
|
II
|
Раздел 1. Вязание.
История вязания.
|
2
|
Знакомство учащихся с историей вязания, инструментами и пряжей.
|
III
|
Основные приемы вязания спицами
|
3
|
Характеристика начального ряда, приемы набора петель и провязывания первого ряда.
|
|
|
4
|
Характеристика лицевых и изнаночных петель. Вывязывание начального ряда, образцов лицевых и изнаночных петель.
|
|
|
5
|
Чулочная вязка.
|
|
|
6
|
Платочная вязка. Условные обозначения.
|
|
|
7
|
Резинка
|
|
|
8
|
Накиды. Две петли вместе.
|
|
|
9
|
Убавление петель. Прибавление петель.
|
|
|
10
|
Край изделия. Закрепление вязаного полотна.
|
|
|
11
|
Расчет петель.
|
|
|
12
|
Орнамент.
|
|
|
13
|
Узорное вязание. Простые узоры спицами.
|
IV
|
Вывязывание шарфа.
|
14
|
Подбор узора вязания для шарфа. Расчет петель на шарфик.
|
|
|
15
|
Вывязывание шарфика.
|
|
|
16
|
Отделка изделия. Изготовление кистей.
|
V
|
Основы вязания крючком.
|
17
|
Основы вязания крючком. Воздушная петля. Набор цепочки воздушных петель. Вязание столбика без накида.
|
|
|
18
|
Основные петли крючком. Условные обозначения.
|
|
|
19
|
Простые узоры, вязаные крючком.
|
VI
|
Прихватка.
|
20
|
Выбор прихватки. Разбор схемы вязания. Вязание изделия.
|
|
|
21
|
Вязание изделия.
|
|
|
22
|
Отделка готового изделия
|
VII
|
Вязание гусеницы.
|
23
|
Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.
|
|
|
24
|
Вязание игрушки.
|
|
|
25
|
Вязание игрушки.
|
|
|
26
|
Отделка и сборка игрушки.
|
VIII
|
Раздел 2. Различные виды рукоделия.
Декупаж тарелки.
|
27
|
Разбор порядка работы, подготовка тарелки, её покраска.
|
|
|
28
|
Наклеивание салфетки, роспись. Покрытие лаком.
|
IX
|
Бутылочка с солью
|
29
|
Окрашивание соли
|
|
|
30
|
Засыпание соли в бутылочку, украшение бутылочки.
|
X
|
Поделки из соленого теста
|
31
|
Выбор и изготовление поделки. Сушка.
|
|
|
32
|
Раскрашивание поделки
|
XI
|
Аэрография - открытки
|
33
|
Изготовление открытки методом аэрографии
|
XII
|
Бискорню
|
34
|
Что такое бискорню. Подбор рисунка, вышивка ткани.
|
|
|
35
|
Шьем бискорню, отделываем изделие.
|
XIII
|
Изготовление закладок
|
36
|
Подбор рисунка и изготовление закладки для книг.
|
XIV
|
Поделки из бумаги
|
37
|
Выбор и изготовление поделки из бумаги.
|
XV
|
«Брошка» - букет цветов, связанный крючком.
|
38
|
Изготовление букетика цветов, сборка изделия.
|
XVI
|
Шьем смешного зайку.
|
39
|
Рисуем выкройку, подбираем ткани, раскраиваем и наметываем изделие.
|
|
|
40
|
Шьём зайку, отделка изделия.
|
XVII
|
Дерево из бисера
|
41
|
Порядок изготовления, необходимые материалы
|
|
|
42
|
Изготовление дерева счастья
|
XVIII
|
Деревце из подручного материала
|
43
|
Выбор изделия, подбор необходимых материалов. Порядок работы.
|
|
|
44
|
Изготовление деревца.
|
XIX
|
Ленивые тапки
|
45
|
Подбор пряжи и спиц, разбор схемы вязания.
|
|
|
46
|
Изготовление и сшивание тапочек.
|
XX
|
Открытка
|
47
|
Выбор сюжета и изготовление открытки
|
XXI
|
Погремушка - неваляшка
|
48
|
Подбор материалов и изготовление неваляшки
|
|
|
49
|
Отделка готового изделия.
|
XXII
|
Розы из бумаги
|
50
|
Изготовление цветов
|
XXIII
|
Розы из органзы
|
51
|
Изготовление цветов
|
XXIV
|
Розы из лент.
|
52
|
Изготовление цветов
|
XXV
|
Вязаные спицами розы
|
53
|
Изготовление цветов
|
XXVI
|
Цветы, связанные крючком
|
54
|
Изготовление цветов
|
XXVII
|
Панно из цветов
|
55
|
Изготовление панно из цветов
|
XXVIII
|
Игрушки из носков
|
56
|
Выбор и изготовление игрушки
|
|
|
57
|
Отделка готового изделия
|
XXIX
|
Сорока-пакетница
|
58
|
Подбор тканей, изготовление выкройки, знакомство с порядком работы.
|
|
|
59
|
Выкраивание деталей, наметка, шитье.
|
|
|
60
|
Сборка и отделка изделия.
|
XXX
|
Игрушка тильда
|
61
|
Подбор тканей, изготовление выкройки, знакомство с порядком работы.
|
|
|
62
|
Выкраивание деталей, наметка, шитье.
|
|
|
63
|
Сборка и отделка изделия.
|
XXXI
|
Роспись бутылочки
|
64
|
Подготовка бутылочки, её покраска.
|
|
|
65
|
Роспись изделия, покрытие лаком.
|
XXX II
|
Выставка работ учащихся.
|
66
|
Подготовка и организация выставки.
|
|
|
67
|
Подготовка и организация выставки.
|
|
Выставка работ учащихся.
|
68
|
Проведение выставки.
|
|