Главная » Статьи » Программы кружков

Программа кружка "Рукоделочки"

КРУЖОК «РУКОДЕЛОЧКИ»

Программа.

Учитель Кузнецова С.В.

ГБОУ СОШ № 825 г. Москвы.

 

 

       Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушайтесь моего совета – учитесь ре­меслу. Имущество и деньги так ненадежны в этом мире. Золото и серебро – лишь опас­ность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же не­иссякаемо как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесло».

На занятиях данного кружка учащиеся познакомятся с декоративно-прикладным искусством, делающим жизнь комфортнее, уютнее и наряднее. Кружок знакомит с домашним творчеством и ремеслом. Посещая занятия, ребята сумеют устроить настоящий праздник в своем доме. Праздник, который войдет в повседневную жизнь, осветит её поэтическим смыслом, подарит радость творчества. Увлекательная работа найдется для каждого члена кружка.

Учащиеся узнают, как много красивого можно сделать своими руками из простых доступных материалов. Научатся фантазировать и свои художественные фантазии воплощать в реальность.

Ребята узнают о разнообразии художественных техник, истории их появления, традициях и особенностях.
            Центральное место в программе кружка занимает вязание. Это связано с тем, что научиться вязать довольно сложно, это занятие требует много времени и усидчивости.  

           Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Бла­городные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание ста­новится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Уче­ников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты бу­дущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком и на спицах актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть соб­ственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризу­ется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных мо­делей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами.

 


          Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является под­линно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный про­стор для фантазии, для творчества.

В кружке ребята знакомятся с разными техниками рукоделия: декупаж, роспись по стеклу и дереву, шитье сувениров и кукол, вышивка, бисероплетение и многими другими. Это расширяет кругозор ребят, учит образному мышлению и творчеству.
         Занимаясь в кружке, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и об­раз окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.

        В кружке воспитанники начинают изготавливать поделки для себя, для своих младших сестренок и братишек, для родственников и друзей. Вяжут и шьют игрушки, сал­фетки, одежду для себя и кукол, сувениры и подарки своим друзьям и родственникам. Учитывается индивидуальный запрос, желание ребенка, которое возникает здесь и сейчас. Занимаясь вязанием, ребенок имеет воз­можность применять знания, полученные в школе, а также приобретает навыки: развивает образное и пространственное мышление, моторику пальцев рук, творче­скую фантазию, т.е. ребенок имеет возможность проявлять себя.
         Выставки детских работ демонстрируют достигнутые успехи, являются стимулом к даль­нейшей работе, а также отчетом перед родителями занимающихся. Демонстрируются все изготовленные работы.

 

Задачами кружка являются: развитие эстетического вкуса и творческих способно­стей, воспитание детей в культурно-духовных традициях русского народа; обучение основам декоративного творчества, вязания крючком и спицами и другим видам различных техник; ознакомление с народными промыслами, традициями женского рукоде­лия, развитие навыков прикладного искусства; организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полу­ченные

 

Задачи кружка:

1.     Образовательные:

-      познакомить с историей и развитием художественного вязания, с народными промыслами, традициями женского рукоделия;

-      обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инстру­ментами;

-      познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

-      научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

-      обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по рукоделию и составлению их самостоятельно;

-       научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2.     Воспитательные:

-      привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творче­ства, эстетическое отношение к действительности;

-    обучение основам декоративного творчества;

-      воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение до­вести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, эко­номичное отношение к используемым материалам;

-      привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

-       развить образное мышление;

-       развить внимание;

-       развить моторные навыки;

-       разви­ть творческие способности;

-       развить навыки прикладного творчества;

-       развить фантазию;  

-       выработать эстетический и художественный вкус;

-      организация научно-познавательной и культурно-просветительской работы.

 

Программа кружка «Рукоделочки» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой изготовления различных поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире. Про­грамма разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных уч­реждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данных видов декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данным видам творчества.

 

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными облас­тями. Так, изучая тему «Основы материаловедения», учащиеся пользуются знаниями, по­лученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотно­сти вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, мате­матики. При росписи тарелок и бутылок применяют знания и умения, полученные на уроках рисования.

 

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточ­ного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся.

В рамках отведённых часов занятий по основным темам предполагается 2 уровня сложности.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 68 часов занятий. Программа разработана для учащихся 9-14 лет.   Режим работы кружка – 1 раз в неделю по 2 часа.

 

В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традицион­ном понимании, существуют уровни обученности: I уровень – репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения про­граммы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в вы­ставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяс­нительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуа­ционный.

 

 

В конце обучения учащиеся должны:

 

 

ЗНАТЬ

 

 

УМЕТЬ

Правила поведения, ТБ.

       

 

 

 

 

 

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон. 

 

 

Инструменты и материалы.

 

 

 

 Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

 

 

 

 

 

 

 

 Основные способы вывязы­вания петель.

 

 

 

 

Условные обозначения, по­нятие «раппорт».

 

 

 

  Основы цветоведения.

 

  Способы вязания по кругу.

 

 

Основные мерки, правила измерения.

 

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

 

Виды ручных трикотажных швов, их применение.

 

Последовательность изго­товления изделий.

 

 

Заключитель­ную отделку готовых изде­лий.

             

Правила ухода за трикотажными изделиями.

                                                                                                       

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками и спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

 

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

 

 

 

Правильно пользоваться вязальными крючками и спицами, швей­ными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

 

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воз­душная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

 

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над пе­ремычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под пе­ремычку,  под продолжение перемычки сзади, подхваты­вая одну из нитей перемычки. 

 

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журна­лов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-тех­нологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

 

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

 

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изде­лия.

 

 

 

Снимать и записывать мерки.

 

 

Правильно определять плотность по горизонтали и верти­кали; рассчитывать количество петель и рядов для вяза­ния деталей изделий. 

 

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

 

Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента. Расписывать тарелки, украшать посуду и различные предметы в технике декупаж. Шить игрушки, сувениры, различные аксессуары. Вышивать крестиком, изготавливать сувениры в различных техниках.

 

Выполнять заключительную отделку готовых изде­лий.

 

 

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их со­гласно правилам.

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

кружка «РУКОДЕЛОЧКИ»

2 часа в неделю

 

ТЕМА

№ занятия

Содержание занятий

I

Вводное занятие

  1.  

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка, с инструментами и материалами для рукоделия. Правила техники безопасности.

II

Раздел 1. Вязание.

История вязания.

2

Знакомство учащихся с историей вязания, инстру­ментами и пряжей.

III

Основные приемы вязания спицами

3

Характеристика начального ряда, приемы набора петель и провязывания первого ряда.

 

 

4

Характеристика лицевых и изнаночных петель. Вывязывание начального ряда, образцов лицевых и изнаночных петель.

 

 

5

Чулочная вязка.

 

 

6

Платочная вязка. Условные обозначения.

 

 

7

Резинка

 

 

8

 Накиды. Две петли вместе.

 

 

9

Убавление петель. Прибавление петель.

 

 

10

Край изделия. Закрепление вязаного полотна.

 

 

11

Расчет петель.

 

 

12

Орнамент.

 

 

13

Узорное вязание. Простые узоры спицами.

IV

Вывязывание шарфа.

14

Подбор узора вязания для шарфа. Расчет петель на шарфик.

 

 

15

Вывязывание шарфика.

 

 

16

Отделка изделия. Изготовление кистей.

V

Основы вязания крючком.

17

Основы вязания крючком. Воздушная петля. Набор цепочки воздушных петель. Вязание столбика без накида.

 

 

18

Основные петли крючком. Условные обозначения.

 

 

19

Простые узоры, вязаные крючком.

VI

Прихватка.

20

Выбор прихватки. Разбор схемы вязания. Вязание изделия.

 

 

21

Вязание изделия.

 

 

22

Отделка готового изделия

VII

Вязание гусеницы.

23

Разбор схемы вязания, подбор ниток. Изготовление игрушки.

 

 

24

Вязание игрушки.

 

 

25

Вязание игрушки.

 

 

26

Отделка и сборка игрушки.

VIII

Раздел 2. Различные виды рукоделия.

Декупаж тарелки.

27

Разбор порядка работы, подготовка тарелки, её покраска.

 

 

28

Наклеивание салфетки, роспись. Покрытие лаком.

IX

Бутылочка с солью

29

Окрашивание соли

 

 

30

Засыпание соли в бутылочку, украшение бутылочки.

X

Поделки из соленого теста

31

Выбор и изготовление поделки. Сушка.

 

 

32

Раскрашивание поделки

XI

Аэрография - открытки

33

Изготовление открытки методом аэрографии

XII

Бискорню

34

Что такое бискорню. Подбор рисунка, вышивка ткани.

 

 

35

Шьем бискорню, отделываем изделие.

XIII

Изготовление закладок

36

Подбор рисунка и изготовление закладки для книг.

XIV

Поделки из бумаги

37

Выбор и изготовление поделки из бумаги.

XV

«Брошка» - букет цветов, связанный крючком.

38

Изготовление букетика цветов, сборка изделия.

XVI

Шьем смешного зайку.

39

Рисуем выкройку, подбираем ткани, раскраиваем и наметываем изделие.

 

 

40

Шьём зайку, отделка изделия.

XVII

Дерево из бисера

41

Порядок изготовления, необходимые материалы

 

 

42

Изготовление дерева счастья

XVIII

Деревце из подручного материала

43

Выбор изделия, подбор необходимых материалов. Порядок работы.

 

 

44

Изготовление деревца.

XIX

Ленивые тапки

45

Подбор пряжи и спиц, разбор схемы вязания.

 

 

46

Изготовление и сшивание тапочек.

XX

Открытка

47

Выбор сюжета и изготовление открытки

XXI

Погремушка - неваляшка

48

Подбор материалов и изготовление неваляшки

 

 

49

Отделка готового изделия.

XXII

Розы из бумаги

50

Изготовление цветов

XXIII

Розы из органзы

51

Изготовление цветов

XXIV

Розы из лент.

52

Изготовление цветов

XXV

Вязаные спицами розы

53

Изготовление цветов

XXVI

Цветы, связанные крючком

54

Изготовление цветов

XXVII

Панно из цветов

55

Изготовление панно из цветов

XXVIII

Игрушки из носков

56

Выбор и изготовление игрушки

 

 

57

Отделка готового изделия

XXIX

Сорока-пакетница

58

Подбор тканей, изготовление выкройки, знакомство с порядком работы.

 

 

59

Выкраивание деталей, наметка, шитье.

 

 

60

Сборка и отделка изделия.

XXX

Игрушка тильда

61

Подбор тканей, изготовление выкройки, знакомство с порядком работы.

 

 

62

Выкраивание деталей, наметка, шитье.

 

 

63

Сборка и отделка изделия.

XXXI

Роспись бутылочки

64

Подготовка бутылочки, её покраска.

 

 

65

Роспись изделия, покрытие лаком.

XXX II

Выставка работ учащихся.

66

Подготовка и организация выставки.

 

 

67

Подготовка и организация выставки.

 

Выставка работ учащихся.

68

Проведение выставки.

 

Категория: Программы кружков | Добавил: Lana2 (20.02.2015)
Просмотров: 2966 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar