Главная » Статьи » Разработки уроков

Урок "Обыкновенная земля" по повести Паустовского "Мещёрская сторона".

Интегрированный урок  (литература и география)

по повести К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона» (6 класс).

Тема урока: «Обыкновенная земля».

Учителя: Русанова Н.Б., Кузнецова С.В.

ГОУ ЦО № 825 г. Москвы

Учебно-воспитательные задачи урока:

  • Показать красоту родного края, воспитывать чувство любви к Родине, к своей родной стороне;
  • Закрепить навыки работы с картами;
  • Вспомнить изученные ранее на уроках географии материалы по характеристике географических особенностей Восточно-Европейской равнины из тем: «Литосфера», «Атмосфера» и «Гидросфера».
  • Закрепить навыки работы с дополнительными источниками информации (помимо учебника), подготовить доклады и сообщения по темам: 1. Характеристика природных зон Мещёрской низменности (по бригадам); 2. Растения и животные Мещёрского края (по данным работам учащихся составлен альбом).
  • Развивать внимание к художественному слову писателя;
  • Работать над выразительностью чтения и речи;
  • Закрепить тему «Изобразительно-выразительные средства в тексте художественной литературы»;
  • Исследовательская работа по темам: «Что можно увидеть в Мещёрском крае?», «Что можно услышать в Мещёрском крае?», «Загадки Мещёры».

 

Наглядные пособия и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, физическая карта России¸ карта Мещёрской низменности (раздаточный материал каждому ученику на парту), презентация «Мещёрская сторона», фотографии; текст повести Паустовского «Мещёрская сторона».

                                              

                                                       Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
                                                           Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
                                                            Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
                                                            Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…
                                                                                                                        
Н. Рыленков

I. Вступительная часть урока.

   Вступительная часть урока сопровождается слайдами (фотографии Паустовского, карта Мещёрской низменности; пейзажи Мещёры… Слайды 1-12)

1.Учитель литературы.

    Сегодняшний урок по изучению повести К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона»  необычный. Он объединяет в себе материал и решает задачи двух школьных предметов – литературы и географии. Как это стало возможным?

(Ответы учеников: Паустовский географически точно и художественно ярко, с любовью описал этот край).

   Константин Паустовский принадлежал к беспокойному племени писателей-странников. За свою долгую жизнь он побывал в разных краях нашей великой страны и за рубежом, но самым дорогим местом на земле для него стала Мещерская сторона. В одном из студенческих походов писатель  услышал такую притчу.

2. Рассказ ученика.

   Отец сказал сыновьям: «Весь свой век я трудился, побывать нигде не успел, красоты земной не повидал... Пришла мне пора идти на покой. Отправляйтесь в путь, и кто найдет самое красивое место на земле, тому и достанется все мое добро».

   Старший брат зашагал прямо на север, где лежала сказочная горная страна. Он вернулся домой, бережно неся в суме кусок горного хрусталя. Почудилось старику, что видит он горную страну с богатыми пастбищами, широкими долинами и бурными реками. Похвалил его отец и отправил в путь среднего сына.

    Тот зашагал прямо на юг, откуда дули теплые ветры, пахнущие морем и солнцем, а вернулся он домой загорелый и обветренный и положил перед отцом удивительной красоты морскую раковину. Взял ее в руки старик и услышал волшебные звуки — ласковый шум моря, грохот водопадов, шелест пальм… Похвалил старик среднего сына и велел отправляться в путь младшему.

   Не успела кукушка прокуковать сто раз и солнце спрятаться за лес, как тот уже стоял перед отцом. Разгневался старик: "Как ты смел вернуться назад, не выполнив отцовской воли?"  Поклонился смиренно младший сын и положил на стол маленькое стеклышко. И хоть было оно неказисто, но зато чисто и прозрачно, как вода из ближайшего родника. Посмотрел старик в стеклышко и отпрянул в изумлении. Сколько лет он прожил в этих местах и не подозревал, что они так сказочно красивы: и эта сосновая роща, и эта маленькая речушка, и это изумрудное поле в золотом кольце кленов, и даже это небо, отсвечивающее нежным золотистым блеском… Подозвал он младшего сына и сказал: «Ты нашел самое красивое место на земле — тебе и владеть всем моим добром».

   3. Учитель литературы:

   Не так ли и нам подчас не хватает волшебного стеклышка, чтобы увидеть всю прелесть своих родных и таких близких нам мест? И почему мы считаем, что они беднее, некрасивее, неинтереснее Кавказа, Саян или Алтая? И почему даже новичков тянет искать свое туристское счастье именно туда, где громоздятся величественные горы, шумят водопады и где у самых ног плещется спокойное лазоревое море?

   Константин Паустовский обладал необычайной и драгоценной для писателя способностью увидеть и так поэтично передать в слове неброскую прелесть среднерусской природы, что и солотчинские луга и озера, и тарусский ильинский омут, и пронзенные солнечными лучами мещёрские сосновые боры точно оживают в его книгах, а у читателя словно спадает с глаз пелена, и он открывает в обыденном и привычном неизвестное и прекрасное.

4.  Учитель географии.

   Неподалеку от Москвы, между Рязанью и Владимиром, раскинулся лесистый и болотистый край, по которому текут медлительные среднерусские реки, где стоят вековые сосновые боры, цветут душистые травы на заливных лугах, под звездным небом таинственно блестят темные лесные озера. Это Мещёрская сторона, которую примерно семьдесят лет назад увидел и полюбил  Константин Георгиевич Паустовский. В своих рассказах и очерках он открыл миру эту, многим неведомую, затерянную в глубине России землю и написал о ней так, как никто ни до, ни после него не писал:

   «В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы <…>   Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.   На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю».

5. Учитель литературы:

-  Имя этой земли - Мещёра. Что слышится вам в этом слове? В чем его тайна? (рассуждения учеников)

- Есть несколько версий происхождения слова Мещёра. Тайну названия этой земли и этимологию слова поможет раскрыть Антон Стешенко (Сообщение ученика).

  • В основе слова Мещёра лежит русский корень -мест-. Во время движения на юг одно из русских племён осталось на месте, в бассейне реки Оки, и стало называть себя в общении с соседними племенами: «Мы - мещёра». То есть: «Мы местные». Так их стали называть и пришедшие сюда славяне-вятичи.
  • Мещёра - это лесная, равнинная, часто болотистая местность. Болота в Мещёре называются «мшары» (от «мох»). От «мшара» также мог образоваться топоним «Мещёра». Наименование племени по месту обитания - хорошо известное явление: поле - поляне, лес (дерево) - древляне, дрягва (болото) - дреговичи. В этот ряд вписывается и мшара - мещёра.
  • «Что означает само слово «мещёра», сейчас трудно понять, но возможно, как и у большинства народов, оно в своё время переводилось просто «человек».

 6. Учитель географии.

   Знакомство Паустовского с Мещерой началось с изучения обрывка карты, в который ему в булочной завернули хлеб. Одним из любимых занятий писателя было изучение географических карт и чтение лоций. Забыв о хлебе, Константин Георгиевич погрузился в карту, на которой заманчиво зеленело море лесов.

7. Чтение наизусть учеником.

«Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу, чтобы определить, где находится этот край... Но ни поездов, ни дорог не было, если не считать едва заметной узкоколейки, тянувшейся по краю лесов. Наконец, я наткнулся на знакомое название «Ока». Значит, этот край лежал где-то здесь рядом, невдалеке от Москвы».

8. Учитель географии.

О географическом положении  и особенностях природы Мещёрского края.

Беседа с учащимися по вопросам:

·        - Покажите по карте, как впервые писатель попал в Мещеру. («Впервые я попал в Мещерский край с севера, из Владимира. За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки»).

·        Откройте физическую карту России в атласе, найдите Москву, покажите примерно, где находится Мещёрская низменность. Вспомните план характеристики географического положения равнин, дайте характеристику географического положения Мещёры по карте атласа.

·        Посмотрите по карте, какой рельеф характерен для этой территории?

·        Определите абсолютную высоту места.

·        Вспомните характеристику климата Мещёры.

·        Посмотрите по карте, какие крупные реки здесь протекают?

·        Дайте характеристику режима и питания этих рек.

·        В каких природных зонах расположена Мещёрская низменность?

·        Дайте характеристику этих природных зон (учащиеся дома готовили небольшие сообщения, которые они и зачитывают на уроке)

   В результате беседы на уроке должны прозвучать следующие сведения (из ответов учеников и дополнений учителя):

Рельеф и геология.

Современная поверхность Мещёры сформирована водно-ледниковыми процессами четвертичных оледенений Средне-Русской равнины и представляют собой равнину, слабо расчлененную долинами рек и ручьев. Высота над уровнем моря в пределах 120-140 м.

Климат  умеренно-континентальный с хорошо выраженными сезонами года.

На формирование климата существенное влияние оказывают болота, они отличаются частыми туманами и повышенной влажностью. Многочисленные озера и болота оказывают смягчающее влияние на климат: летом - охлаждающее, зимой - согревающее.

Гидрологическая сеть.

Водно-болотные угодья богаты и разнообразны: это, прежде всего, болота. Мещера уникальна тем, что на её территории встречаются все три типа болот: низинные, переходные и верховые. С ними связаны редкие группы растений и животных.

Речная сеть относится к бассейну р. Ока. Самыми крупными являются реки Поль и Бужа. Они протекают по заболоченной равнине, отличаются медленным течением вод и неустойчивым руслом. Воды этих рек буро-желтого цвета от взмученных остатков торфа и наличия гуминовых кислот. В поймах рек встречается много озер, большинство из них ледникового происхождения. Самое крупное и живописное из них – озеро Святое. Расположено оно на юго-западе Владимирской Мещеры.

Почвы.

Основными типами почв являются дерново-подзолистые. В Мещере особенно много болотных почв. Почти столь же широко распространены собственно подзолистые песчаные почвы, приуроченные к зандровым равнинам, речным террасам.

Растительный мир.

Ландшафт Мещерской низменности представляет собой заболоченную, покрытую сосново-березовыми лесами равнину. Светлые березо-сосновые леса – типичное для Мещеры сообщество, они занимают наибольшую площадь. Хвойные леса состоят в основном из сосны обыкновенной с примесью ели европейской. Широколиственные леса представлены дубравами и липняками, иногда присутствует клен остролистный. Эти леса не занимают больших площадей и находятся в долине реки Бужа.

Флора исключительно богата. По оценкам на территории низменности произрастает около 700  растений. Под особую охрану взято 44 редких вида, среди них: сальвиния плавающая, росянка английская, береза приземистая, ива черничная, несколько красивейших орхидей.

Фауна.

Не менее богата фауна Мещерской низменности. На территории Мещеры зарегистрировано 49 видов млекопитающих, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. Наиболее многочисленны: заяц-беляк, лисица, лось, кабан, горностай, бобр. Встречаются заяц-русак, лесной хорь, выдра.

Отмечены следы обитания эндемика – русской выхухоли. Она по происхождению является ровесницей мамонта.

На территории Мещеры встречается 193 вида птиц, среди них 15 видов занесены в Красную книгу РФ. Часто встречаются: глухарь, тетерев, серый журавль; реже – белый аист, серая цапля, выпь, куропатка.

                                         
9. Работа по карте Мещёрского края (учитель географии). («Изучение незнакомого края всегда начинается с карты» - Паустовский).

- Какие географические названия встречаются в повести Паустовского? (Владимир, Тума, Рязань, Гусь-Хрустальный, Спас-Клепики; Солотча, Пра, Ока).

   10. Слово учителя литературы: Паустовский делает оговорку, что «нарушил обычай географов», начав свое повествование не с долгот и широт края, а с «обыкновенных» красок, звуков и запахов Мещёры. Однако в повести Паустовский выступает и как географ, и как писатель, и как большой патриот своей скромной земли.

II. «Обыкновенная земля».

1. Учитель литературы.

   Паустовский начинает повесть главой «Обыкновенная земля».  Не рискует снизить читательский интерес к своему произведению?

- Какое значение имеет слово обыкновенная?

 Обыкновеннаяобычная, небогатая, неяркая, привычная, неприметная, скромная, невыразительная, как все.     В Толковом словаре С.И. Ожегова: «Обыкновенный – обычный, ничем не выделяющийся».    В этимологическом словаре: «Обыкновенный  –  обыкнути – «привыкнуть» - собств. рус.»

- Не кажется ли вам, что в повести Паустовский доказывает обратное (то, что это НЕобыкновенная земля)?    (В ответах учеников звучит, что им слышится в названии главы авторская ирония, ведь земля эта необыкновенна по своей истории, очень красива; её населяют самобытные и интересные люди, она является для автора (и читателей) олицетворением их малой Родины…Обыкновенной она кажется, потому что мы привыкли к её неброской красоте.)

2. Учитель литературы.

  К.Г. Паустовский оставил запечатленными в ярком, точном, выразительном художественном слове описания лесов, лугов, рек, озер, болот, неба…

    Вот какая она сейчас, эта «обыкновенная земля». Рассмотрите слайды, расскажите, какие страницы «Мещерской стороны» они могли бы иллюстрировать и прокомментируйте их с точки зрения географии.

Слайды № 13-21

(В процессе работы предлагаются фотографии современной Мещёры, по которым можно вспомнить строки повести Паустовского. Ученики пытаются описать то, что они видят на фотографии, словами писателя, вспомнив их или процитировав. После такой работы на слайде появляются цитаты из повести. Одновременно необходимо обратить внимание на использование писателем изобразительно-выразительных средств: метафор, сравнений (много «морских» слов), эпитетов, гипербол; присутствует звукопись. Некоторые особенности зрительных образов Мещёры можно объяснить с помощью географии).

3.Учитель литературы:

- Последний слайд (22) – картина Левитана. Почему?

   Паустовский в очерке «Исаак Левитан» пишет:                
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дольше смотришь на них, тем милее тишина знакомых рек и поселков». Писатель тем самым подчеркивает близость своего мироощущения и своей творческой манеры и мастерства Левитана.

   Писатель перед созданием книги “Мещерская сторона” был занят работой над очерком о Левитане и поэтому вдумчиво рассматривал его картины. Они стали ему очень близки, потому что Левитан изображал на них природу средней полосы России. Краски на его картинах были неяркими, неброскими, но передавали всю прелесть русской природы.

   С другой стороны, один из современников Паустовского писал: «Такие произведения Паустовского, как «Мещерская сторона»,- произведения живописи, созданные средствами словесного мастерства. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди».

   Мы видим признания в любви родной земле в слове (у Паустовского) и в красках (у Левитана). Произведения разных видов искусства-  каждое своими средствами - отображают любовь их авторов к неброской среднерусской природе.

III.  «Что можно увидеть в Мещёрском крае?»

Слайды 25-35  

Перед уроком дается задание по литературе  для первой группы: сделать цветные карточки: выписать предложения, в которых есть цветовые образы Мещёры, подобрать иллюстрации. 

А) «…лиловые колокольчики на полянах»                                                                                                                                           
Б) «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой».
В) «…блеснет…озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало».
Г) «Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера».
Д) «…роса стекает по белым стволам».    
Е) «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая».
Ё)  «По утрам солнце бьёт в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки».                                                                                                                                                                                                                                                 Ж)  «Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль».
З) Мы «добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей. Ландыши уже созрели - меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды».

И) «Солотча - извилистая, неглубокая река. В ее бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета.

К) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. Розовый кипрей цветет невысокими стенами. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

В процессе обсуждения материала получилось целое полотно красок и образов (класс оформлен работами учеников).

   Паустовского не оставляла тема любви к его простому, неяркому, скромному краю. Он писал: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки».

- Для чего писателю понадобилось говорить, что его край не богат красками? (С ним соглашался и поэт Н. Рыленков: «Здесь краски не ярки и звуки не резки…»      Ответ – у Н. Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, /  Чтоб ясной любовью наполнилось сердце». Нужно всмотреться в привычное, найти то волшебное стеклышко, чтобы замечать всю красоту родного края…

Учитель географии:

- Попробуйте объяснить с точки зрения географии многообразие красок, расцветивших эту «обыкновенную» землю.

- Определите по фотографиям слайдов природную зону изображенного природного комплекса.

IV «Что можно услышать в Мещёрском крае?»

Задание по литературе для второй группы: выписать предложения, в которых есть звуковые образы Мещёры; оформить; подобрать иллюстрации.

А) «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра».
 

Б) «Туман шуршит в саду».

В) «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны».

Г) «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки».

Д) Хотелось бы  заметить, тишина у Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно», как  и остальные звуки.

Е) «Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».

Ж) «В ветер леса шумят великим океанским гулом».

З) «Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа».
 

И) «Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб».

Обсуждение найденного материала.

 Вывод: Мещёра шумит, звенит, поёт на разные голоса. Среди звуков можно отметить природные (птицы, шум леса, всплески рыб) и звуки человеческого присутствия, которые гармонируют с природными. Природные звуки объясняет наука география (особенности природной зоны, фауны…)

   Есть и другие звуки. Например, восклицания горе-рыбака из Москвы: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!», «Какое дивное, очаровательное утро!» - всем кажутся лишними. Гармония восстанавливается после его отъезда: «никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов».  

VМещёра – край лесных запахов и запахов воды.

Задание для третьей группы: выписать предложения, которые передают запахи  Мещёры; оформить, подобрать иллюстрации.

А) «От рук героев пахнет «дымом и брусникой».

Б) В бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами».

В) В саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».

Г) Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей».

Д)  «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Е) «Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг».

Ж) «Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы».

 Учитель литературы: Ощущение затерянности в этот крае цвета, различных звуков, запахов – всегда счастье для Паустовского.

Учитель географии: Любовь к земле требует её изучения, поэтому Паустовский так подробно описывает Мещёру, привлекая сведения из её истории и географии.

VI. Мещёра таинственна, загадочна и… опасна.

   Дается задание сделать небольшие сообщения по тексту повести: «Загадки Мещёры».

Находки учеников и их обсуждение. (Многие из этих загадок можно объяснить с помощью географии).

А) «В Солотче вода красного цвета».

Б) «Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах с человеческую голову».

В)  «Мшары – это заросшие в течение тысячелетий озера». «Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден берег озера – «материк» - с его густым сосновым лесом. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, - бывшие острова».

Г) «Как ступишь ногой, так вся земля под тобой ухнет, загудит, заколышется, как зыбка, ольха закачается, и вода ударит из-под лаптей, прыснет в лицо». «Берега у него были плавучие – не привычные твердые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов. Берега качались под ногами, как гамак. Под тощей травой стояла бездонная вода».

Д) «Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. /…/ Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра».

Учитель литературы: О чем мы не сказали? Без чего облик Мещёры будет неполным?

 

VII. Люди:

А) Старый дед, который едет в музей по поручению Лешки-комсомольца;

Б) местные жители, с любовью к своей земле объясняющие путнику дорогу;

В) писатель и его друзья (Гайдар);

Г)  старик из Москвы, приехавший ловить рыбу;

Д)  Вася Зотов

Е) Мещёрская земля - родина талантов (Манька Малявина, ставшая певицей; академик Пожалостин, С. Есенин…)

    На   Мещерской земле живут простые, интересные, самобытные, добрые и совестливые, талантливые люди. Она не принимает неискренности, суетливости, многословности.

 

Подведем итоги.

-Что открыла вам повесть Паустовского «Мещёрская сторона»? Чем обогатила вас?

Вывод:

  • Мещёра научила писателя и учит читателя «видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было».
  • Паустовский передал любовь к родному краю в ярком, выразительном художественном слове.

·        Любовь к земле требует её изучения, поэтому Паустовский так подробно описывает Мещёру, привлекая сведения из её истории и географии.

  • Паустовский накануне Великой Отечественной войны (повесть написана в 1939 году)  создал образ своей земли, которая олицетворяет для него его Родину: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Lana2 (20.02.2015)
Просмотров: 5825 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar